- Главная
- Округ
- Социальная сфера
- Образование
- Общее образование
Муниципальная программа по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам ВПР и ГИА в 2018, 2019 год
-
9 декабря 2020
Муниципальная программа по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам ВПР и ГИА в 2018, 2019 год
Утверждена
приказом МКУ «Управление образования ЛГО»
от 30.09.2020 № 299 «Об утверждении
программы по повышению качества образования»
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам
ВПР и ГИА в 2018, 2019 году
2020 год
Лесозаводский городской округ
Раздел I. Паспорт Программы
Наименование Программы
«Повышение качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам ВПР и ГИА в 2018, 2019 году»
Основные разработчики Программы
МКУ «Управление образования Лесозаводского городского округа»
Исполнители
МКУ «Управление образования Лесозаводского городского округа»
МОБУ СОШ № 1 ЛГО
МБОУ СОШ № 3 ЛГО
МБОУ СОШ № 4 ЛГО
МОБУ СОШ № 5 ЛГО
МОБУ СОШ ЛГО. С. Ружино
МОБУ СОШ ЛГО с. Пантелеймоновка
МОБУ СОШ ЛГО с. Иннокентьевка
Цель Программы
Повысить эффективность системы управления качеством образования в общеобразовательных организациях Лесозаводского городского округа (ЛГО)
Задачи Программы
Проанализировать состояние качества образования на основе мониторинговых исследований; определить направления муниципальной программы развития качества образования в общеобразовательных организациях; разработать комплекс мероприятий по развитию качества образования в общеобразовательных организациях ЛГО на 2020 – 2022 годы.
Создать сообщество образовательных организаций, способных консолидировать ресурсы, необходимые для качественных изменений среды, выстроить сетевое партнерство школ.
Основные показатели (индикаторы)
1. Доля обучающихся, получивших по итогам ВПР не более 10%, ОГЭ, ЕГЭ по обязательным предметам не более 5% количества баллов ниже минимума, установленного Рособрнадзором.
2. Обеспечение качественной подготовки квалифицированных кадров, владеющих современными педагогическими технологиями (100%).
Сроки реализации Программы
2020 – 2022 годы
Объём и источники финансирования
Финансирование программы осуществляется за счёт средств муниципальной программы «Развитие системы образования Лесозаводского городского округа на 2021-2027 годы»
Ожидаемые результаты реализации Программы
- снижение доли школ с низкими результатами обучения до 14 %;
- привлечение в отрасль молодых специалистов;
- обеспечение в образовательных организациях условий, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников;
- совершенствование технологий образовательной деятельности, привлечение новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;
- повышение общей тенденции средних муниципальных показателей по результатам ВПР, ОГЭ, ЕГЭ
Раздел II. Общая характеристика системы образования ЛГО.
На территории Лесозаводского городского округа функционирует 14 общеобразовательных учреждений. В их числе два учреждения основного общего образования, 12 учреждений среднего общего образования. Две школы осуществляют реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования (МОБУ СОШ ЛГО с. Ружино и МОБУ ООШ ЛГО с. Марково). Специфика муниципальной системы образования Лесозаводского городского округа определяется наличием сельских и городских образовательных учреждений. Из 14 общеобразовательных учреждений 8 (57%) находятся в городе, 6 (43%) – в селе. Одна школа имеет филиал. Это МОБУ СОШ ЛГО с. Пантелеймоновка с филиалом в с. Невское. В восемь школ осуществляется подвоз более 600 детей. Таким образом, доля учреждений, расположенных в городской местности, незначительно преобладает.
В ряде учреждениях общего образования сохраняется двухсменная система работы, доля таких учреждений в Лесозаводском городском округе составляет на сегодня 35 %, а учеников, обучающихся во вторую смену, порядка 20 %.
В течение последних четырех лет остается стабильным показатель числа учащихся, обучающихся на "4" и "5" (39-40%) и уровень успеваемости учащихся (99 – 99,5 %).
Успешно проходит государственную аттестацию по итогам основного общего образования за последние три года от 96 до 98 % выпускников.
Среди выпускников 11 классов успешно проходит аттестацию от 98 до 100 % учащихся общеобразовательных школ. По большинству предметов наблюдается динамика улучшения результатов ЕГЭ, в том числе по русскому языку и математике. Однако качество подготовки к ЕГЭ по предметам по выбору требует значительной доработки в части осознанности выбора дисциплины для сдачи экзамена и поступления в ВУЗ, что обусловлено, в том числе, и недостаточностью работы по ранней профориентации учащихся, отсутствием индивидуальных образовательных маршрутов.
В целях обеспечения доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья реализуются адаптированные образовательные программы, индивидуальные учебные планы. От 20 до 30 детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются по адаптированным образовательным программам, индивидуальным учебным планам.
Развитие системы общего образования требует качественного кадрового обеспечения системы образования Лесозаводского городского округа, наращивания его кадрового потенциала.
Для эффективного функционирования системы образования необходим определенный баланс между количеством опытных педагогов и молодых специалистов. В образовательных учреждениях округа работают более 460 педагогов. Больше 70% педагогов имеют стаж работы более 20 лет.
Увеличивается потребность в педагогических кадрах. Доля учителей в возрасте от 25 до 30 лет составляет 8 %, а учителей пенсионного возраста – 30 %.
Анализ ресурсного обеспечения развития системы общего образования показывает, что приоритетным направлением в развитии кадрового потенциала системы образования являются на сегодняшний день задачи привлечения в образовательные учреждения молодых педагогов, повышения квалификации педагогических кадров, создания условий для развития их творческого потенциала. В 2020 году администрацией округа утверждено Положение об осуществлении выплаты стипендий гражданам, обучающимся по педагогическим специальностям в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования по договорам о целевом обучении, заключенным с Муниципальным казенным учреждением «Управление образования Лесозаводского городского округа». Острой проблемой остается предоставление жилья для молодых педагогов.
Особое внимание уделяется созданию условий для реализации творческих возможностей педагогов: учителя округа участвуют в Приморском форуме образовательных инициатив. Ежегодно проводятся муниципальные конкурсы педагогического мастерства «Учитель года» и «Высший класс», городской Форум образовательных инициатив.
Ежегодно в Приморском краевом институте развития образования, других образовательных организациях дополнительного профессионального образования повышают свою квалификацию более 300 педагогов Лесозаводского городского округа. Большая роль в повышении квалификации педагогов принадлежит учебно-методическому отделу управления образования
В целях создания комфортной и безопасной образовательной среды для дошкольников и учащихся проведены меры по улучшению материально-технической базы: осуществляется капитальный и текущий ремонты учреждений образования, в зданиях всех сельских школ оборудованы санитарно-гигиенические помещения, ликвидированы остававшиеся уличные туалеты, все образовательные учреждения оснащены системами видеонаблюдения. Вместе с тем, проблема обеспечения безопасного пребывания детей в учреждениях образования остается актуальной для Лесозаводского городского округа. По состоянию на июль 2020 года в 4 учреждениях не произведен монтаж новой автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС), в 5 учреждениях не произведен монтаж АУПС в различных помещениях (подвальные помещения, спортзалы), в 1 учреждении не проведен капитальный ремонт наружного пожарного водоснабжения, в 1 учреждении отсутствует пожарный водоем на территории. Десять учреждений (школы) не имеют ограждения по периметру территории.
100% общеобразовательных учреждений Лесозаводского округа подключены к сети Интернет. Вместе с тем в 6 школах (42%) требуется подключение высокоскоростного интернета.
Доля общеобразовательных учреждений, имеющих собственные сайты, составляет 100%. 100% школ округа работают на портале «Сетевой регион. Образование», создавая единое информационно-образовательное пространство учебного заведения и взаимодействие образовательного учреждения с родителями учащихся. Следует отметить, что создание единого информационного пространства в настоящее время играет важную роль в усилении общественного воздействия на процессы модернизации и, в частности, определяет успех создания цифровой образовательной среды, внедрения ИКТ в образование на всех его уровнях. А для этого необходимо обеспечить каждого педагога автоматизированным рабочим местом, имеющим стационарную сетевую или беспроводную связь с сервером, хранящим единую электронную базу учреждения.
Таким образом, к наиболее острым проблемам развития системы общего образования Лесозаводского городского округа можно отнести:
- нехватка и старение педагогических кадров;
- недостаточность работы по ранней профориентации учащихся, отсутствие индивидуальных образовательных маршрутов и, как следствие, осознанности выбора дисциплины для сдачи экзамена и поступления в ВУЗ;
- недостаточная материально-техническая база и информационно-телекоммуникационная инфраструктура образовательных организаций для создания цифровой образовательной среды;
- износ основных фондов школьных зданий, истечение срока действия пожарных сигнализаций, невыполнение в полном объеме требований антитеррористической защищенности (ограждение территорий образовательных учреждений).
Раздел III. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа. Актуальность Программы.
Качество образования в современных условиях – одна из тех важных характеристик, которая определяет конкурентоспособность образовательных учреждений. Формирование муниципальной программы повышения качества общего образования является приоритетным направлением развития системы образования в целом. Кроме того, это важный шаг к построению систем управления качеством на всех уровнях, наличие которых определяет возможность получения современной, объективной, полной и достоверной информации для принятия решений органом муниципального управления образованием.
В 2020 году по итогам комплексного анализа результатов оценочных мероприятий (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку и математике в категорию школ с низкими образовательными результатами по результатам ВПР и ГИА за 2018, 2019 годы вошли семь школ (50%) ЛО, из них четыре школы расположены в г. Лесозаводске (МОБУ СОШ № 1, МОБУ СОШ № 3, МОБУ СОШ № 4, МОБУ СОШ № 5), три школы в сёлах (МОБУ СОШ ЛГО с. Пантелеймоновка, МОБУ СОШ ЛГО. с Иннокентьевка, МОБУ СОШ ЛГО с. Ружино).
Основанием для включения в список ШНОР послужили следующие низкие результаты ВПР и ОГЭ:
ОО
ВПР
ОГЭ
предмет, класс
год
предмет
год
МОБУ СОШ № 1 ЛГО
русский язык, 5
2018
математика
2019
МОБУ СОШ № 3 ЛГО
математика, 5
математика ,6
русский язык,5
русский язык,5
русский язык,6
русский язык,6
2018
2019
2018
2019
2018
2019
математика
2019
МОБУ СОШ № 4 ЛГО
математика, 5
математика,5
математика,6
русский язык,5
русский язык,5
русский язык,6
русский язык,6
2018
2019
2019
2018
2019
2018
2019
-
-
МОБУ СОШ № 5 ЛГО
математика, 6
русский язык,5
русский язык,6
2019
2019
2019
-
-
МОБУ СОШ ЛГО с. Пантелеймоновка
математика,6
русский язык,5
русский язык, 6
2019
2019
2019
математика
2018
МОБУ СОШ ЛГО с. Ружино
-
-
математика
математика
2018
2019
МОБУ СОШ ЛГО с. Иннокентьевка
-
-
математика
математика
2018
2019
Таким образом, наибольшее количество низких результатов по анализируемым годам и предметам в МОБУ СОШ № 4 ЛГО и МОБУ СОШ № 3 ЛГО. При этом необходимо отметить, что в МОБУ СОШ № 4 ЛГО не зафиксировано низких результатов ОГЭ и ЕГЭ, в МОБУ СОШ № 3 – единичный низкий результат по одному предмету за один год по ОГЭ. Единичные случаи низких результатов по ВПР и ОГЭ в МОБУ СОШ № 1 ЛГО, нет низких результатов по ОГЭ и ЕГЭ в МОБУ СОШ № 5. Две сельские школы (МОБУ СОШ с. Ружино и МОБУ СОШ с. Иннокентьевка) показывают низкие результаты ОГЭ по одному предмету в течение двух лет при отсутствии низких результатов ВПР.
Результаты комплексного анализа контекстных данных рисковых школ
Взяты во внимание и проанализированы следующие факторы риска:
- территориальная принадлежность школы (городская/сельская) с учетом размера населенного пункта;
- транспортная доступность: удаленность от региональных центров концентрации культуры и позитивного опыта;
- дефицит педагогических кадров;
- дефицит базовой инфраструктуры: устойчивого доступа в интернет и достаточного количества компьютерной техники.
Территориальная принадлежность
Размер населенного пункта
Город
Сельская местность
Менее 1 000 человек
3 школы (100%)
1 000-5 000 человек
5 000-1 000 человек
10 000-50 000 человек
4 школы (100%)
50 000-100 000 человек
Транспортная доступность
Город
Сельская местность
Регулярность транспортного сообщения и близость крупного города (административный центр региона или другой город с населением более 100 000 человек)
Каждый день ездить сложно, но класс может побывать в крупном городе и в тот же день вернуться
4 школы (100%)
3 (100%)
Чтобы съездить в ближайший крупный город на какое-либо мероприятие и вернуться, требуется не менее двух дней
Удаленность населенного пункта, отсутствие регулярного сообщения делают подобные поездки очень трудными, невозможными
Дефицит педагогических кадров
Город
Сельская
местность
Количество учителей
144
41
Количество учителей, работающих не менее чем на 0,5 ставки
144
38
Количество (чел.) и доля (%) учителей 1 категории
56
39%
17
41%
Количество (чел.) и доля (%) учителей высшей категории
49
34%
8
19%
Количество учителей (чел.) и доля (%) в возрасте свыше 55 лет
62
43%
14
34%
Таким образом, учителей высокой квалификации в городских школах – 105 человек (73%), в сельских школах – 25 человек (61%). Наименьшая доля учителей с высокой квалификацией из сельских школ в МОБУ СОШ ЛГО с. Иннокентьевка (54%), наибольшая в МОБУ СОШ ЛГО с. Ружино (66%), из городских школ наименьшая доля в МОБУ СОШ № 1 ЛГО (50%), наибольшая – в МОБУ СОШ № 5 ЛГО (92%). Доля учителей в возрасте свыше 55 лет в городских школах больше на 9% по сравнению с сельскими учреждениями.
Характеристика педагогического коллектива
Городская школа
Сельская школа
Количество школ/доля
В школе не хватает учителей по отдельным предметам
3 (75%)
2(66%)
В школе есть дефицит высококвалифицированных учителей (высшая и первая категория)
2 (50%)
1(33%)
Большинство учителей уверенно используют в работе цифровые и компьютерные ресурсы
ресурсы
4 (100%)
3(100%)
В школе много пожилых учителей, учителей пенсионного возраста (свыше 55 лет)
2(50%)
1 (33%)
Школе не хватает учителей, способных работать с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
3 (75%)
2(66%)
Многие учителя прошли курсы повышения квалификации, способствовавшие их профессиональному развитию, а не только для «галочки»
4 (100%)
3(100%)
Многим учителям в школе недостает методических компетенций по организации учебного процесса
учебного процесса
0
0
В школе организована система наставничества (менторства) для молодых/новых учителей
4(100%)
1(33%)
Таким образом, на дефицит педагогических кадров указывает большинство сельских и городских школ (городские школы – МОБУ СОШ № 1,3,4), сельские – МОБУ СОШ с. Ружино, с. Пантелеймоновка), в двух городских школах (50%) много возрастных учителей (55% в МОБУ СОШ № 5 и 47% в МОБУ СОШ № 4, МОБУ СОШ с. Иннокентьевка). Наименьшее количество возрастных учителей в МОБУ СОШ № 1 (16%) и МОБУ СОШ с. Ружино (16%).
Школы указывают на уверенное использование большинством педагогов цифровых и компьютерных ресурсов, неформальное повышение квалификации.
Дефицит базовой инфраструктуры
Город
Сельская местность
Общее количество предметных кабинетов
112
34
Количество и доля кабинетов, оборудованных проекторами и /или интерактивными досками
107
95%
14
41%
Общее количество компьютеров, применяемых в образовательном процессе
201
54
Из них количество и доля устаревших (маломощных) компьютеров
60
30%
23
43%
Приведенные данные позволяют сделать вывод о значительном отставании сельских школ в оборудовании кабинетов современной компьютерной техникой. Наименьшая доля кабинетов, оборудованных проекторами или интерактивными досками, в МОБУ СОШ с. Иннокентьевка (20%) и МОБУ СОШ с. Ружино (16%). Необходимо отметить, что кабинеты всех школ оснащены компьютерами для учителей.
Характеристики интернет-подключения и материально-технической обеспеченности
Город
Сельская местность
Количество школ/доля
В школе проведен скоростной Интернет (город – не менее 100 Мб/с, село – не менее 50 Мб/с)
3 (75%)
1(33%)
Качество Интернет-соединения не позволяет учителям на уроках показывать видеоматериалы напрямую с сайтов
2(50%)
3(100%)
В школе мало хороших, быстродействующих компьютеров
1 (25%)
2(66%)
Компьютеры и другая цифровая техника часто используется учениками на уроках в учебных целях (кроме уроков информатики)
0
0
В школьной библиотеке имеется достаточное количество учебной литературы для организации учебного процесса
4(100%)
2(66%)
Учебная литература, используемая в образовательном процессе, в массе своей устаревшая, плохого качества
0
1(33%)
В учебном процессе активно используются цифровые технологии (компьютеры, проекторы, планшеты и т.д.)
4(100%)
2(66%)
Помещение школы нуждается в капитальном ремонте (частично)
4(100%)
3(66%)
Большинство школьных помещений в хорошем состоянии
4 (100%)
2(66%)
В школе ощущается дефицит учебных материалов (лабораторных материалов, укомплектованность спортивного зала, кабинетов технологии)
0
2 (66%)
Таким образом, в большинстве сельских школ (МОБУ СОШ с. Иннокентьевка и МОБУ СОШ с. Ружино) нет скоростного интернета, ощутим недостаток в хороших, быстродействующих компьютерах. При этом на активное использование в учебном процессе цифровых технологий посредством имеющегося оборудования указывают 100% городских школ и две трети сельских. На недостаточное количество и неудовлетворительное качество учебной литературы указывает МОБУ СОШ с. Иннокентьевка (малокомплектная школа). Две трети сельских школ ощущают недостаток в лабораторных материалах, укомплектованности спортивных залов (МОБУ СОШ с. Иннокентьевка, МОБУ СОШ с. Пантелеймоновка).
Хорошее состояние большинства школьных помещений отмечают 100% городских школ и 66% сельских, вместе с тем требуется капитальный ремонт крыш (МОБУ СОШ № 1,3,5, с. Ружино), замена оконных блоков (МОБУ СОШ № 4, МОБУ СОШ с. Пантелеймоновка, с. Иннокентьевка, с. Ружино).
Приведенные выше данные, составленные по анализу данных, предоставленных рисковыми школами, позволяют выявить некоторые возможные контекстные факторы низких результатов.
Характеристики педагогических кадров
Условия организации образовательного процесса
Есть недостаток в кадрах
Доля учителей в возрасте от 55 лет и выше
Доля учителей высшей и 1 категории
Высокоскоростной интернет
Обеспеченность кабинетов интерактивными досками и проекторами (доля)
Доля устаревших (маломощных) компьютеров
МОБУ СОШ № 1
да
16%
50%
да
100%
60%
МОБУ СОШ № 3
да
47%
55%
да
86%
0
МОБУ СОШ № 4
да
42%
80%
нет
95%
0
МОБУ СОШ № 5
нет
55%
92%
да
100%
56%
МОБУ СОШ с. Пантелеймоновка
да
38%
62%
да
83%
50%
МОБУ СОШ с. Ружино
да
16%
66%
нет
16%
22%
МОБУ СОШ с. Иннокентьевка
нет
46%
54%
нет
20%
75%
Выделены рисковые зоны.
Таким образом, контекстными факторами, влияющими на низкие результаты, являются недостаток педагогов в большинстве городских и сельских школ, недостаток высококвалифицированных педагогов в ряде школ, а также условия организации образовательного процесса в части обеспечения высокоскоростным интернетом и современным оборудованием большинства сельских образовательных учреждений. Фактором, влияющим на результативность обучения, может являться и значительная доля учителей в возрасте свыше 55 лет в большинстве школ.
Принимая безусловность влияния вышеперечисленных контекстных факторов на результаты обучения, нельзя не учитывать и такие факторы, как слабо развитая социально-культурная инфраструктура сел, социально-экономические условия. Например, в с. Пантелеймоновка (аналогично в других селах) высокий процент безработных родителей (64%), есть семьи, в которых работает один родитель (30%), малообеспеченные и многодетные семьи составляют около 73% всех семей. Часто это приводит к дестабилизации семьи, которая не в состоянии полноценно и качественно выполнять свои экономические, социальные, воспитательные функции. Ссылаясь на нехватку средств, родители зачастую не стремятся мотивировать школьника на успех в освоении учебных предметов.
Причины низкого качества знаний в разных школах различны, и поэтому каждая школа, показавшая низкие образовательные результаты, разработала школьную программу, план мероприятий по повышению качества образовательных результатов.
Анализ школьных программа показал, что на низкие результаты качества образования в основном влияют педагогические факторы:
-использование педагогами неэффективных педтехнологий;
-недостаточное проведение дополнительной работы со слабоуспевающими учащимися;
-завышение оценок учащимся;
-слабый контроль администрации школы за проведением уроков педагогами;
-невысокий потенциал кадрового состава ОО;
-недостаточная профориентационная работа с обучающимися, и как следствие, необоснованный выбор частью выпускников предметов по выбору на итоговую аттестацию.
С 01.01.2019 на территории округа началась реализация Национального проекта «Образование», проект содержит большие требования к результату и предполагает реализацию четырёх основных направлений развития системы образования:
-обновление его содержания,
- создание необходимой современной инфраструктуры,
- подготовку соответствующих профессиональных кадров, их переподготовку и повышение квалификации,
- создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Реализация региональных проектов (в рамках нацпроекта «Образование») направлена на создание и развитие современной, комфортной и безопасной инфраструктуры, позволяющей повысить качество и доступность образования.
Муниципальная программа повышения качества образовательных результатов ориентируются на формирование муниципальной модели профессионального развития педагогов; системы условий для организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; определение для каждой школы адресной программы мероприятий, нацеленной на развитие образовательного учреждения и повышение качества образования.
Цель Программы: повысить эффективность системы управления качеством образования в общеобразовательных организациях Лесозаводского городского округа.
Задачи Программы:
- проанализировать состояние качества образования на основе мониторинговых исследований;
- определить направления муниципальной программы развития качества образования в общеобразовательных организациях;
- разработать комплекс мероприятий по развитию качества образования в общеобразовательных организациях района на 2020 – 2022 гjls;
- создать условия для развития профессионализма педагогов через выявление учителей, дающих низкие результаты и не способных качественно работать в сложных социальных условиях, выявление их профессиональных дефицитов и разработку индивидуальных программ повышения квалификации учителей;
- усилить работу районных и школьных методических объединений учителей русского языка и математики 5-11 классов и начальных классов в части качества подготовки учащихся к прохождению независимой оценки качества знаний, государственной итоговой аттестации;
- создать сообщество образовательных организаций, способных консолидировать ресурсы, необходимые для качественных изменений среды, выстроить сетевое партнерство школ.
Раздел IV. Перечень управленческих мер по повышению качества образования
п/п
Основные мероприятия
Сроки исполнения
Ожидаемый результат
1. Разработать систему муниципального мониторинга для выявления динамики изменений и проведения своевременной корректировки
1.1.
Разработка и реализация мониторинга учебных достижений
В конце каждого полугодия
Обеспечен комплексный мониторинг качества образования в школах с низкими результатами
1.2.
Разработка и реализация мониторинга достижений педагогического и управленческого состава
В конце каждого полугодия
Обеспечен комплексный мониторинг качества образования в школах с низкими результатами
1.3.
Консультационное сопровождение программ развития школ с низкими результатами
В конце каждого полугодия
Оказание методической поддержки
1.4.
Региональные и муниципальные контрольные (диагностические) работы
В течение года
Обеспечен комплексный мониторинг качества образования в школах с низкими результатами
2. Организация партнерства школ с высокими результатами обучения и школ с низкими результатами с целью повышения качества образования
2.1.
Поддержка партнерства школ (обмен опытом, взаимопосещение уроков, «гостевые методические дни»)
В течение года
Снижена доля обучающихся, не освоивших ООП
3. Создать условия для обеспечения методического сопровождения программ улучшения образовательных результатов, для профессионального развития педагогов
3.1.
Реализация программ повышения квалификации, профессионального развития педагогов школ, направленных на освоение форм и методов обучения с учащимися, не мотивированными на обучение, с ОВЗ, с учебными и поведенческими проблемами
Ежегодно
Разработка индивидуальных маршрутов профессионального развития педагогов
3.2.
Оказание поддержки школам, участницам Программы, в разработке и реализации программ вовлечения семей в образование детей
Ежегодно
Разработан план мероприятий по консультированию и оказанию помощи семьям обучающихся
3.3.
Организация и проведение практикоориентированных семинаров по результатам мониторинговых исследований (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ)
Ежегодно
Повышение предметных компетенций педагогов
3.4.
Участие педагогов из школ с низкими результатами в муниципальных семинарах, мастер-классах, открытых уроках
В течение года
Выявление и распространение лучших практик подготовки ОГЭ, ЕГЭ
4. Создание на школьном уровне среды, поддерживающей обучение и создающей возможности для индивидуализации подходов к преподаванию
4.1.
Организация в школах регулярной практики обмена профессиональным опытом: посещение и анализ уроков школьной администрацией и членами школьной методической команды, посещение и анализ уроков консультантами школ-лидеров, выполняющих функцию сетевых консультантов
В течение года
Обмен опытом, повышение квалификации педагогов
4.2.
Разработка по результатам посещения и анализа уроков ежегодных индивидуальных планов профессионального развития учителей школ, участниц Программы
Ежегодно
Оказание методической помощи
Раздел V. Комплекс мероприятий по реализации Программы.
Мероприятия Программы конкретизируются общим планом работы по реализации муниципальной программы повышения качества образования и планами по повышению качества образования, разработанными ШНОР, и будут реализованы комплексно: управлением образования, ОО. Реализация Программы будет способствовать устранению существующего в муниципальной системе образования отставания, решению поставленных задач.
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Планируемый результат
1. Организационно-управленческие мероприятия
1.1.
Разработка муниципальных нормативно-правовых документов, регламентирующих реализацию мероприятий Программы
октябрь, 2020
Управление образования
Приказ управления образования «Об утверждении муниципальной Программы по повышению качества образования»
1.2.
Организация консультационного сопровождения деятельности школ по вопросам реализации программ повышения качества образования
Постоянно
Управление образования (учебно-методический отдел), ОО участницы Программы (далее – ОО)
Сформирована эффективная консультационная служба, обеспечивающая поддержку руководителей и педагогов школ в области повышения качества образования
1.3.
Проведение ежегодных
мониторинговых обследований на
муниципальном и школьном уровнях,
направленных на:
- анализ динамики показателей качества
образования в данных школах;
- комплексную оценку условий
деятельности управленческого и
педагогического потенциала
Ежегодно по плану мониторинговых исследований
Управление образования, ОО
Достижение положительной динамики качества образования в ШНОР
1.4.
Круглые столы в рамках совещаний руководителей образовательных учреждений «Организация работы в общеобразовательном учреждении с обучающимися, имеющими низкие результаты обучения», «Об использовании результатов мониторинговых исследований для повышения качества образования. Отчет школ, показавших низкие результаты»
По плану работы управления образования, 1 раз в полугодие
Управление образования
Получение объективной информации о динамике успеваемости
1.5.
Проведение рейтинговой оценки деятельности образовательных учреждений по итогам учебного года
2 раза в год (январь, июнь)
Управление образования, УМО
Повышение результативности и успешности ОУ
2. Мероприятия по развитию кадрового потенциала руководящих и педагогических работников школы
2.1.
Организация участия в повышении
квалификации руководителей и педагогических работников школы (курсы, семинары, вебинары)
Ежегодно
УМО, ОО
Обеспечены условия для обучения руководителей и педагогов на курсах повышения квалификации
2.2.
Проведение муниципальных семинаров, мастер-классов на базе опорных школ по вопросам качества образования (итоговая аттестация, использование современных технологий обучения, проектирование современного урока и т.п.)
По плану работы управления образования, в течение года
УМО, ОО
Повышение качества преподавания и качества обучения за счёт использования современных методов и технологий обучения
2.3.
Практикумы, мастер-классы по выполнению заданий повышенной трудности КИМов ЕГЭ по математике, физике, информатике для педагогов района
По плану работы управления образования, в течение года
УМО, ОО
Повышение профессиональных, предметных компетенций педагогов
2.4.
Повышение профессиональной компетентности педагогов через участие в профессиональных конкурсах (в очной, дистанционной форме)
В течение года
УМО, ОО
Участие в конкурсах, проектах
2.5.
Организация смотра-конкурс «Лучший урок года»
2020
Управление образования, УМО, ОО
Повышение качества преподавания и качества обучения за счёт использования современных методов и технологий обучения современных технологий
2.6.
Организация Школы «Молодой учитель»
2020
УМО, ОО
Совершенствование методической работы молодого учителя, повышение профессионального уровня
2.7
Организация внутришкольного повышения профессиональной компетентности педагогов через проведение семинаров, мастер-классов, тренингов
Постоянно
ОО
Повышение уровня предметных, педагогических и метапредметных компетенций педагогов
2.8
Городской Форум образовательных инициатив «Инновационная деятельность педагога – ресурс обновления системы образования»
По плану работы управления образования, март, апрель
УМО, ОО
Диссеминация лучшего опыта педагогов
3. Мероприятия по выравниванию возможностей доступа обучающихся к современным условиям обучения и образовательным ресурсам в соответствии с ФГОС ОО
3.1.
Создание банка данных учащихся, испытывающих затруднения в обучении
Ежегодно, сентябрь
ОО
Уменьшение количества учащихся, испытывающих трудности в обучении
3.2.
Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся
В течение года
ОО
Планы работы с одарёнными и слабоуспевающими детьми, с детьми с ОВЗ
3.3.
Создание развивающей образовательной среды, развитие материально – технической базы школы (по итогам конкурса «Моя школа»)
Постоянно
Управление образования, ОО
Пополнение материально – технической базы школ в соответствии с ФГОС ОО и СанПиН.
3.4.
Стимулирование и поддержка участия обучающихся школы в конкурсах и межшкольных проектах на муниципальном и региональном уровнях
Постоянно
Управление образования, ОО
Осуществлено повышение качества образования в ЛГО
4. Мероприятия по развитию сетевого взаимодействия и партнерства
4.1.
Заключение партнерских договоров школ с низкими результатами обучения и функционирующей в неблагоприятных
социальных условиях со школами с высокими результатами обучения
октябрь, 2020
Управление образования, ШНОР, школы-партнеры
Организовано информационно-методическое сотрудничество
4.2.
Организация сетевого взаимодействия между ШНОР и школами-партнерами. Проведение сетевых межшкольных мероприятий по обмену опытом между школами. «Гостевые методические дни».
По плану работы управления образования, в течение года
Управление образования, ШНОР, школы-партнеры
Организовано профессиональное взаимодействие по обмену опытом и распространению эффективных практик школ-лидеров
4.3.
Организация дистанционных семинаров с использованием скайп-технологии, деятельности сетевых сообществ, сетевых пар
Ежегодно
Управление образования, ШНОР, школы-партнеры
Повышение информационно-коммуникационной культуры педагогов
Раздел VI. Экономическое обоснование Программы
Финансирование Программы осуществляется за счёт средств муниципальной Программы «Развитие системы образования в Лесозаводском городском округе на 2021-2027 годы» и за счет средств субвенции на учебные расходы ОО.
В муниципальной программе предусмотрены расходы на реализацию мероприятий по повышению квалификации руководящих и педагогических работников, методических мероприятий и конкурсов, мероприятий по подготовке к ГИА, мероприятий по улучшению инфраструктуры ОО (в том числе за счет участия в программах софинансирования краевого и местного бюджетов), мероприятий по привлечению молодых специалистов (заключение целевых договоров на обучение по педагогическим специальностям). За счет средств субвенции на учебные расходы обеспечивается улучшение материально-технической базы ОО, повышение квалификации педагогических и руководящих работников.
Раздел VII.
Целевые показатели:
- доля школ с низкими результатами обучения, в которых обеспечены условия для получения качественного общего образования каждого ребенка, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве таких организаций;
- доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших переподготовку или повышение квалификации по актуальным вопросам повышения качества образования обучающихся в соответствии с ФГОС ОО, в общей численности педагогических работников, работающих в данных образовательных организациях;
- доля обучающихся ШНОР, успешно прошедших государственную итоговую аттестацию, в общей численности обучающихся из данных школ, прошедших государственную итоговую аттестацию;
- доля школ, обучающиеся которых продемонстрировали более высокие результаты обучения по итогам учебного года, среди школ с низкими результатами обучения;
- процент укомплектованности образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами.
Раздел VIII. Основные риски Программы и пути их минимизации
Основные риски
Пути их минимизации
Недостаточная квалификация группы педагогов школы, низкая мотивация на повышение профессионального уровня
Организация повышения квалификации, вовлечение в методическую работу, стимулирование педагогов
Неукомплектованность школы учителями-предметниками, узкими специалистами
Привлечение молодых специалистов, переподготовка учителей
Формальный подход к организации совместной деятельности со стороны школы, участницы проекта, и школы-партнера
Заключение партнерских отношений, составление совместного плана действий, поощрение школ-партнеров
Недостаточная оперативность при корректировке плана реализации Программы
Оперативный мониторинг выполнения мероприятий Программы
Отсутствие заинтересованности у родителей
Пропаганда достижений школ в СМИ, на родительских собраниях, на школьном сайте