Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Лесозаводский городской округ
официальный сайт

Что необходимо знать родителям о профильном обучении

  • 8 февраля 2022

    Что необходимо знать родителям о профильном обучении

    К концу 9 класса обучающиеся должны определиться с местом дальнейшего обучения. Получение 9-классниками документа об основном (общем) образовании позволяет выбрать разные маршруты: продолжить обучение в 10 классе школы (необязательно той же самой), поступить в учреждение среднего профессионального образования (например, колледж), начать трудовую деятельность.

    Сделать верное профессиональное самоопределение школьникам помогают взрослые: родители, учителя, психологи, специалисты по профориентации.

    Из выпускников 9-х классов осуществляется комплектование профильных классов. При зачислении в профильные классы допускается изучение наклонностей школьников по специальным методикам и тестирование обучающихся по профильным предметам.

    Что такое учебный план?

    Организация образовательного процесса в профильных классах строится на основе базисного учебного плана, индивидуального учебного плана школы, разработанного педагогическим коллективом самостоятельно, с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки обучающихся и методических рекомендаций, разработанных для классов данного вида. Учебные планы включают в себя блок профильных предметов (два и более), позволяющий обучающимся получить более глубокие и разносторонние теоретические знания и практические навыки по избранному профилю. На их изучение выделяется до 50% всего учебного времени. Остальные обязательные предметы изучаются на базовом уровне. Для подкрепления профиля и для индивидуализации образовательного процесса ученика в 10-11 классах в обязательном порядке вводятся элективные курсы (обязательные курсы по выбору обучающегося). Каждому ученику предлагается выбрать из существующего списка курсы, которые ему нужны и интересны. Эти курсы могут быть направлены на расширение или углубление профиля, на подготовку к сдаче ЕГЭ по базовым предметам и т.д.

    Учебно-воспитательный процесс предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие личности, творческих способностей, самостоятельной работы, профессионального самоопределения. Внеурочная воспитательная работа в профильных классах также строится с учетом специфики избранного профиля.

    Обучение профильным предметам, как правило, ведется малыми группами (класс делится на подгруппы). По профилирующим предметам часто проводится промежуточная аттестация (т.е. по этим предметам могут проводиться контрольные работы и экзамены при переходе из 10 в 11 класс).

    За обучающимися 10 профильных классов сохраняется право перехода на другой профиль в своей школе или перехода в другую школу. Причинами перехода могут быть систематическая неуспеваемость по профилирующим предметам, личное нежелание обучающегося. Но администрация школы имеет право протестировать такого обучающегося и составить для него индивидуальный план сдачи зачетов по вновь выбранным профильным дисциплинам.

    В профильном классе могут быть созданы группы обучающихся с ориентацией на определенную профессию, специальность.

    Некоторые школы на III ступени (10 – 11 классы) организуют обучение по индивидуальным учебным планам. При таком обучении классно-урочная система уступает место предметно-групповой, и вместо нескольких 10-11 классов организуются учебные группы разной наполняемости (от 7 до 25 человек) и сменного состава. Ученик является одновременно членом учебной группы и членом коллектива классной параллели. Обучающиеся создают свою индивидуальную образовательную программу. Как правило, она включает в себя три блока:

    базовую часть - предметы, обеспечивающие усвоение государственного стандарта общего образования и обеспечивающие ядро профильного обучения. Они обязательны для изучения каждым обучающимся данной параллели;

    вариативную часть - профильные предметы, ориентированные на повышенный уровень образования по выбранному профилю обучения. Они совпадают у обучающихся, выбравших одинаковый профиль;

    спецкурсы, факультативные и элективные курсы, удовлетворяющие потребностям и образовательным запросам обучающегося. Данная часть может выбираться обучающимся, исходя из личных интересов и планов. Конечно, следует помнить о недопустимости перегрузки обучающихся при выборе предметов.

    Таким образом, по окончании 9 класса ваш ребенок и вы ставитесь в ситуацию выбора: остаться в своей школе и выбирать профиль из предлагаемых своей образовательной организацией, или перейти в другое учебное заведение (школу, лицей, колледж). Чтобы заранее подготовить ребенка и вас к этому выбору, в школе для обучающихся II ступени (5-9-классы), осуществляется предпрофильная подготовка.

    Что такое предпрофильная подготовка?

    Часто родители полагают, что чем раньше ребенок начнет изучать расширенно или углубленно школьную программу, тем лучше. Однако на самом деле это не так. Переход в 5 класс является непростым периодом в школьном обучении. Введение профилизации с 5 класса может осложнить процесс адаптации к обучению на II ступени, переход от общения с одним учителем к общению со многими учителями - предметниками. Кроме того, раннее открытие «профильных» классов, скорее всего, затруднит выявление способностей и сузит возможности всестороннего развития школьника.

    Педколлектив учитывает, что подростки, особенно младшие, не только не определились с местом дальнейшего обучения, а даже всерьез не задумывались еще о своих послешкольных планах. Поэтому учебный план 5-7 классов включает полный перечень предполагаемых стандартным учебным планом предметов. Кроме того, его целесообразно подкрепить различными программами дополнительного образования (всевозможные кружки, секции и т.д.). Чем больше областей знаний и умений включают в себя кружки, секции, клубы по интересам, которые посещает ваш ребенок, тем больше это поможет выявлению у него интересов, склонностей и развитию способностей на данном возрастном этапе. Именно это создаст основу дальнейшего профессионального самоопределения, а вовсе не раннее распределение по «профильным» классам (исходя из пожеланий родителей и учителей).

    К концу же 7 класса можно говорить о выборе направления (но еще не профиля) дальнейшего обучения. Школьники уже опробовали свои силы практически во всех предметных областях (из базовых предметов не начато изучение только химии). Поэтому ряд образовательных учреждений предлагает, начиная с 8 класса обучение в классах и группах предпрофильной подготовки. При распределении обучающихся целесообразно опираться на выявленные интересы обучающихся, проявленные ими успехи в учебе и пожелания родителей. Оправданным является предоставление школой 8-9 класснику возможности перехода (смены) класса (группы) предпрофильной подготовки. Хотя, безусловно, отсутствие подобных пожеланий, высказанных обучающимися, может выступать подтверждением грамотно проведенного распределения обучающихся по классам предпрофильной подготовки.

    Учебный план внутри одной параллели 8-9 классов уже может иметь выраженные отличия. Однако, учитывая, что выбор профиля окончательно обучающимися этого возраста еще не сделан, большая часть предлагаемых предметов и количество часов на их изучение совпадают в расписании разных классов параллели.

    Начиная с 8 класса в рамках профилизации в учебный план, помимо общих предметов, могут вводиться спецкурсы и элективные курсы (курсы по выбору), отвечающие направлению профильной подготовки. Как правило, каждый из них непродолжителен (1-2 часа в неделю в течение учебного года или полугодия). Хорошо, если в образовательной организации элективные курсы организованы на всю классную параллель и непродолжительны по времени. Это делает возможным посещение каждым школьником в течение учебного года нескольких программ, исходя из личных предпочтений и интересов (а не профиля класса или группы предпрофильной подготовки). Собственная образовательная траектория школьника еще более индивидуализируется.

    Выявлению и развитию индивидуальных склонностей и способностей ребенка служит также портфолио ученика. Индивидуальный портфель («портфолио») образовательных достижений – результаты олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Эти достижения должны быть подтверждены сертификатами, имеющими достаточную степень объективности. Помогать собирать портфолио может классный руководитель и (или) сами родители.

    Рекомендации родителям:

    1. В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка: вполне естественно, что он хорошо учится по тем дисциплинам, к изучению которых у него есть способности. Опирайтесь в процессе выбора профиля в том числе на результаты успеваемости.

    2. Наиболее существенное влияние на профессиональный выбор оказывают родители и ближайшие родственники. Понимайте всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку.

    3. Изучите интересы, возможности и способности своего ребенка.

    4. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.

    5. При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях.

    6. При обсуждении вариантов продолжения учебы помните, что в силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей.

    7. В любом случае обсуждение с подростком профессионального выбора надо вести очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях. Не забывайте о том, что грамотная организация профильного обучения позволяет обучающимся пройти через ряд выборов и создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности.

    Приложение

    КРАТКИЙ ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ «ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»

    Базовые общеобразовательные курсы – курсы обязательные для изучения школьниками во всех профилях обучения.

    Многопрофильное образовательное учреждение - образовательное учреждение, реализующее несколько профилей обучения.

    Однопрофильное образовательное учреждение - образовательное учреждение, реализующее только один избранный профиль.

    Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения;

    Профильное обучение - система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучения, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

    Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.

    Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

    Предпрофильная подготовка – система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилизированных направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школя или иных путей продолжения образования).

    Дистанционная сеть профильного обучения - модель организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций), реализующих профильное обучение, предусматривающая полное или частичное изучение образовательных программ на основе механизмов дистанционного обучения.

    Взаимозачет образовательных достижений – способ засчитывания школой самостоятельной работы учащихся, программ и результатов освоения учебных курсов, полученных в других учреждениях при организации сетевого взаимодействия на основании требований к их качеству без непосредственного участия в образовательном процессе.

    Индивидуальная образовательная траектория – содержание образования и уровни его освоения, включающие определенный государством обязательный минимум и определенные учащимся для достижения личностно значимых образовательных результатов в рамках учебного плана образовательного учреждения или образовательной сети.




Возврат к списку