Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Лесозаводский городской округ
официальный сайт

Управление Росреестра сообщает

  • 1 июня 2017

    Управление Росреестра сообщает

    В связи с участившимися случаями поступления в Управление Росреестра по Приморскому краю (далее – Управление) обращений граждан по вопросам обоснованности (необоснованности) проведения в отношении них проверок соблюдения земельного законодательства либо привлечения их к административной ответственности за допущенные нарушения обязательных требований в сфере земельных отношений, в т.ч. через приемные различных политических партий, Управление сообщает следующее.

    Одним из основных направлений деятельности Управления является осуществление государственной функции по государственному земельному надзору.

    В соответствие с п. 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, к сфере деятельности Росреестра и его территориальных органов отнесен ряд вопросов, в т.ч. надзор за соблюдением:

    - требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в т.ч. использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок,

    - требований законодательства об использовании земельных по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием,

    - требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях.

    Вышеуказанные нарушения являются административными правонарушениями, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.1. и ст. 8.8. КоАП РФ. Санкции данных норм введены Федеральным законом от 08.03.2015 № 46-ФЗ и предусматривают для граждан административное наказание лишь в виде административного штрафа:

    - по ст. 7.1. КоАП РФ - в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тыс. руб., а в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, в размере от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.,

    - по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ – в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 тыс. руб., а в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, в размере от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб.,

    - по ч. 3 ст. 8.8. КоАП РФ – в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тыс. руб., а в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, в размере от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб.,

    В отличие от индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и их должностных лиц возможность замены наказания в виде «штрафа» на наказание в виде «предупреждения» для граждан не предусмотрена.

    В отношении граждан проверки осуществляются:

    - плановые – на основании ежегодных планов проведения плановых проверок,

    - внеплановые – по исполнению ранее выданных предписаний об устранении нарушений обязательных требований земельного законодательства; в связи с выявлением по результатам административного обследования признаков административного правонарушения и пр.

    В случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований в обязательном порядке выдается предписание об устранении нарушения земельного законодательства с установлением срока для исполнения.

    Неисполнение в установленный срок предписания должностного лица органа государственного земельного надзора является административным правонарушением, установленным ч. 25 и 26 ст. 19.5. КоАП РФ. Санкции данных норм устанавливают административное наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от 10 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

    План проведения Управлением плановых проверок соблюдения земельного законодательства на 2017 год в отношении граждан с учетом требований о защите персональных данных размещен на интернет-подсайте Управления и доступен для общего обозрения.

    Основную категорию правообладателей земельных участков и фактических землепользователей составляют граждане. Введение временных ограничений на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства способствовало еще большему увеличению доли граждан в числе правонарушителей.

    Так, например, по итогам за 2016 год в Приморском крае граждане составили 84,3% правонарушителей земельного законодательства. По большинству муниципальных образований эта доля достигает 100%.

    По итогам за 2016 год средний размер административного штрафа для граждан за нарушения земельного законодательства составил 6,5 тыс. руб.

    С введением ст. 4.1.1. КоАП РФ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ) практически в отношении всех субъектов предпринимательской деятельности и их должностных лиц административное наказание в виде «штрафа» заменяется на «предупреждение».

    Для граждан же применяется только «административный штраф», т.е. замена на «предупреждение» действующим законодательством не предусмотрена.

    Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей введены очередные «льготы», связанные с профилактикой правонарушений - освобождением об административной ответственности и выдачей предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

    К сожалению, граждан данное нововведение так же не коснулось.

    В целях практической реализации мер профилактики правонарушений в среде самой незащищенной категории правообладателей земельных участков (граждан) и сглаживания проявляющегося явного недовольства граждан ужесточением мер «карательного» воздействия (усилением административных санкций) при некотором несовершенстве вопросов предоставления земельных участков Управлением инициирован вопрос о целесообразности внесения изменений в ст. 4.1.1. КоАП РФ и распространении ее действия на граждан. Соответствующие письма с предложением выступить с законодательной инициативой направлены в адрес руководства Росреестра, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, губернатора Приморского края и Законодательного Собрания Приморского края.

    Следует отметить, что компетенция Управления, как территориального органа Росреестра, определена Положением об Управлении Росреестра по Приморскому краю, утвержденным приказом Росреестра от 30.05.2016 № П/0263 (в редакции приказа от 23.01.2017 № П/0027).

    Вопросы распоряжения земельными участками, формирования земельных участков, согласования или утверждения планов землепользования и застройки муниципальных образований и пр. к полномочиям Управления не отнесены.

    Распоряжение земельными участками на территории Владивостокской агломерации (Владивостокский и Артемовский городские округа, Надеждинский и Шкотовский муниципальные районы), расположенными на землях, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к компетенции Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края. Этим же органом осуществляется реализация Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ (о дальневосточном гектаре).

    По всем вопросам, связанным с получением «дальневосточного гектара», заинтересованные лица могут обратиться в Центр поддержки получателей дальневосточного гектара (адрес: г. Владивосток, ул. Бородинская, д. 14 (1 этаж), режим работы – ежедневно с понедельника по пятницу с 09.00 до 18.00). Подать заявку и получить консультационную помощь можно в любом отделении МФЦ «Мои документы».




Возврат к списку